MICROSOFT готовит ещё одну монополию.
Покупая Fast Search&Transfer за 1,2 млрд. долл., компания готовит уникальную корпоративную поисковую платформу.
По утверждениям Microsoft, после приобретения Fast Search & Transfer за 1,2 млрд. долл. компания станет единственным игроком ИТ-рынка, который сможет предложить своим клиентам унифицированную корпоративную поисковую платформу, позволяющую обрабатывать миллиарды документов.
Впрочем, некоторые аналитики все же полагают, что клиенты подвергаются немалому риску из-за возможных проблем с интеграцией программного инструментария управления контентом Microsoft SharePoint и поисковой технологии, разработанной Fast Search & Transfer (FAST).
Тревожная интеграция
"Объединение двух семейств программных продуктов неизбежно приведет к осложнениям", - написал в своем блоге независимый аналитик поисковых систем Стивен Арнольд. Кроме того, по его мнению, в ближайшей перспективе среди других игроков, присутствующих на рынке корпоративных поисковых механизмов (а их на сегодняшний день насчитывается около 50), также будут наблюдаться консолидационные процессы.
По мнению Арнольда, инженерам Microsoft и FAST придется преодолевать трудности интеграции. Вопрос заключается в том, сколько времени будет сохраняться это неустойчивое положение? Если все удастся завершить достаточно быстро, Microsoft может расширить предложение своих услуг и выстроить дополнительные барьеры на пути компаний, пытающихся сегодня отвоевать у Microsoft часть ее рыночной ниши. Если же интеграционные процессы будут протекать медленно, задержка повлечет за собой вторжение на территорию Microsoft компаний Google, IBM, Oracle, SAP и целого ряда других игроков.
В ходе пресс-конференции, на которой представители Microsoft объявили о намерении приобрести FAST, президент подразделения Microsoft Business Division Джефф Райкес отказался уточнить детали плана интеграции продуктов.
Вместе с тем Райкес заметил, что объединение усилий двух компаний предоставит Microsoft преимущество над конкурентами на рынке поисковых систем.
"Большая часть клиентов признает, что им нужна целостная система поиска, интегрированная в рамках всей организации, - подчеркнул он. - Поэтому они отдадут предпочтение поисковой стратегии и продуктам какого-то одного поставщика".
По мнению Райкеса, в настоящее время корпоративные клиенты вынуждены выбирать между приобретением поисковой платформы старшего класса или технологии, обладающей более широкими инфраструктурными возможностями.
"Объединяя продукты FAST и SharePoint, мы становимся безусловным лидером за счет того, что предлагаем клиентам средства осуществления сквозного поиска в корпоративной среде", - убежден он.
«Корпоративная альтернатива» Internet
Microsoft покупает FAST, чтобы выйти на рынок поисковых систем старшего класса и предложить клиентам полный спектр поисковых технологий. В ноябре прошлого года компания представила системы Search Server 2008 и Search Server Express 2008. Первый продукт позиционируется Microsoft в качестве относительно недорого способа вхождения в сферу корпоративных поисковых систем, а версия Express при условии единичной установки предоставляется бесплатно.
У FAST в настоящее время имеется около 2 тыс. клиентов. По итогам работы в 2006 году оборот норвежской компании составил 162 млн. долл, однако в прошлом году уровень его доходов и цена акций снизились. В результате в FAST вынуждены было сократить пятую часть своих сотрудников и отказаться от семейств продуктов, не пользующихся спросом, с тем чтобы повысить прибыльность.
По словам генерального директора FAST Джона Лервика, в ходе реструктуризации компания сосредоточила основные усилия на своей поисковой платформе, что вполне соответствовало стратегии Microsoft.
Финансовые трудности FAST Райкеса не пугают. По его словам, корпоративные клиенты сегодня буквально захлебываются в потоках информации и крайне нуждаются в поисковых технологиях, аналогичных тем, которые предлагает FAST.
"Удивительно как то, что у вас появляется возможность за пять секунд узнать результат вчерашнего футбольного матча, так и то, что на поиск прошлогоднего бизнес-плана может уйти пять часов, - пояснил Райкес. - Мы убеждены, что уже завтра корпоративные поисковые механизмы будут выполнять для работников ту же роль, которую сегодня пользователи отводят поисковым механизмам Internet".
Миллиард записей – не проблема
У программного обеспечения Microsoft SharePoint на сегодняшний день насчитывается 85 млн. лицензионных конечных пользователей.
"Система SharePoint способна обрабатывать десятки миллионов документов", - подчеркнул Райкес. А последняя бета-версия поискового программного обеспечения FAST, по словам Лервика, успешно справляется с миллиардом записей, размещенных на одном сервере.
Наряду с планами в отношении корпоративных клиентов Лервик сообщил о ведении переговоров по поводу интеграции технологии FAST в поисковый механизм Microsoft Windows Live для пользователей домашних компьютеров.
FAST конкурирует с поставщиками специализированных поисковых механизмов, среди которых можно выделить компании Autonomy (недавно она приобрела фирмы Meridio и Zantaz), Endeca и Isys Search Software, а также монстров наподобие Google. Представители австралийской компании Isys первыми подняли вопрос о планируемом приобретении Microsoft, заявив, что трудности, обусловленные интеграцией программного обеспечения SharePoint и FAST, непременно отзовутся головной болью у клиентов.
В настоящее время не видно никаких препятствий, которые могли бы помешать поглощению. Совет директоров компании единогласно рекомендовал акционерам принять предложение Microsoft, в результате чего цена акций FAST сразу выросла на 42%. Ожидается, что сделка окончательно завершится во втором квартале.
"Microsoft совершает отличное технологическое приобретение, - заметил старший аналитик компании Ovum Group Майк Дэвис. - Не удивительно, если конкуренты (например, Oracle) также последуют примеру Microsoft и захотят заполучить в свое распоряжение высококлассный поисковый механизм".